Кельны Е52

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Кельны Е52

Сообщение  Admin в Чт Июл 01, 2010 7:10 pm



Этот приемник в СССР не знал никто, кроме небольшого числа радиолюбителей, кого коснулась война на фронте и радиоспециалистов послевоенного времени. Всем остальным знать об этом изделии не полагалось. Надо сказать, что и в разработавшей его нацистской Германии он был настолько секретным, что история о нем почти ничего не сохранила. Так же, как и  о наших послевоенных разработках на его базе в СССР. Ведь режимы наши - гитлеровский и сталинский - были одинаковыми, фашистскими. Наш был круче, более фашистский, чем тот. За крутость и досталось в войну.

Но однажды я наткнулся в "Радио" на вот это фото Юрия Дмитриевича Бертяева, UJ8AG, и спросил старших товарищей: что за приёмник?
Мне сказали - УУУ!!! Это Кёльн.

Мой давний знакомый Владлен Горбулёв, U1LP, тоже добавил свою историю на этот счёт.





Приёмник E52a1. Упрощённая версия. Нет измерительного прибора, но шкала оригинальная, чёрная. Кое-какие ручки реставратором заменены на не имеющие отношения к оригинальным.






Инструкция-описание на этот приемник.


Инструкция и описание на упрощённую версию Б.


Анонсированное намерение Телефункена создать серию единых приёмников для Люфтваффе и Вермахта.



Сам приёмник Ln 21000 (-00) с мотором, с прибором, с BFO, чёрный, без версий, чёрная оптическая шкала.
Ручки ещё опытные, из КБ. Потом будут другие, без зубцов.

Приёмник со снятой передней панелью.

Вид сбоку.

Вид на КПЕ. Кто помнит КПЕ Крота?

Вид сзади. Там ещё и блок питания сетевой есть!

Материнская плата приёмника со жгутами.

Материнка - фронтальный вид. Слева - коннектор для оконечников. Внизу слева - для блока питания.

Материнка внутри пустого корпуса. Готова к вставке блоков.

Дистанционное управление приёмником.

Блок ДУ, наложенный на переднюю панель.

Блок ДУ - внутреннее устройство.

Блок-схема приёмника.

Принципиальная схема.

Принципиальная схема BFO.


Селективность по соседнему каналу при использовании кварцевого фильтра с переменной полосой пропускания.
ПЧ - 1,000 МГц.





Вот скриншоты избирательности приёмника E52b по соседнему каналу, любезно предоставленные LA6NCA и снятые с помощью современного измерителя АЧХ. Цена вертикальных делений 10 dB, горизонтальных - 5 кГц. Центральная частота 1,000 МГц.





А вот прообраз наших Р-376 и 376М для приёма ISB - независимых боковых полос.


Приставки: пеленгатор и панорама (Preskohle PV-187 и Lightkohle). Живьём не обнаружено. Всё уничтожила СС.
Сами немцы искали, но нашли лишь отдельные обломки после уничтожения.
Вполне возможно (после прочтения книги "Красные Уши" великого В. И. Шапкина), что наши секретные НИИ всё же получили в своё распоряжение и ту, и другую. Но шансов получить их обратно оттуда для гражданского общества уже не было.



Приставка ДУ приёмником. Наставлялась спереди на морду. Разработана компанией Зименс (Сименс по русски).


Таблица типов выпущенных и невыпущенных приёмников. Служит основным документом при исследовании.
На территории России было отмечено появление следующих типов:
Ln 21000,
Ln 21000-4...Ln 21000-9.
Ничего другого не было.




Приёмник E52c. Спроектирован в деревянном пыленепроницаемом кожухе из красного дерева, вероятно, для нужд группировки Роммеля в Африке. Никогда не выпускался, возможно, в единичном экземпляре, как и E51. Ходят легенды об E51, обнаруженном в 1945 году на сверхсекретной дальней U-XXIII, затопленной немцами в Кёнигсберге перед капитуляцией, а потом поднятой нашими. Приёмник, по свидетельству очевидцев, был выполнен из чугуна, а не из алюминиево-магниевого сплава, и поэтому весил около 80 кГ. Но был отправлен в наш секретный НИИ, где и исчез навсегда. Возможно, НИИ-619. (Данные по E51 от UA2AO).

Фото описания не показывают нам левый бок приёмника (когда передняя панель повёрнута к оператору). И не зря.
Работы по стыковке приёмника и оконечников ещё продолжались.
Как видно на фото приёмника E52a из его "синего" и очень редкого описания, на момент выпуска приёмника ещё вроде бы как ничего не было сделано для стыковки приёмника и оконечников. Но это ошибочное мнение. На самом деле стыковочные контакты материнской платы (Да, да! Материнка в Кёльне есть!) скрывает привинченная фальшпанель, на которой видны лишь отверстия для подключения антенн и заземления.
И эта фальшпанель стала редчайшей железкой в конструкции приёмника, так как или она не производилась потом вообще, либо после распаковки нового приёмника фальшпанель эту просто выкидывали в утиль.
Все позднейшие приёмники этой фальшпанели уже не имели, поэтому гребёнки подключения оконечной аппаратуры было видно.









DJ2DK написал статью о применении приёмников на подлодках Кригсмарине в войну.
Вот она.
              КВ-приемник “Кельн Е-52” на немецких подводных лодках
                                     Второй Мировой войны.
       
                   
Существует еще много неразгаданных тайн истории радиотехники. Вот и история известного приемника второй мировой войны Кельн Е-52 а/б еще не полностью исследована. До сих пор мало известно о применении этих приемников в составе оборудования бортовых радиостанций подводных лодок типов 7С, 9 В/С и 21.
После того, как автор приоткрыл первые окошки к теме Кельн в журналах ФУНК 2/91 и ЦЩ-ДЛ 2/92, на него хлынул поток корреспонденции, из которой стало понятно, что история этого, по тогдашним временам уникального аппарата до сих пор многим интересна. По мере дальнейшего изучения подводной темы будут устанавливаться новые контакты с известными частными исследователями, бывшими радистами Кригсмарине, и государственными архивами как внутри страны, так и за рубежом.  Наши планы были в идее поддержаны обществом друзей истории радио в Ульме, кафедрой истории техники, проф. О.Кюнцелем.
Уже после года прикидок стало ясно, что разделение работы стало неизбежным.  Ханс У. Виддель, ДЙ2КС, оказался неплохим сподвижником. Он детально занялся воопросом реконструкции метода калибровки для фотошкалы, исследовал технику изготовления запасных фотошкал, а также интересовался техникой пеленгационных приставок с рамочной антенной и установок по методу Эдкока.  Автор, ДЙ2ДК, выбрал для себя тему данной статьи как сегмент иссследований и обработки. После двух лет интенсивных исторических исследований стало ясно, какого качества был тогдашний уровень соблюдения секретности и как трудно сегодня после 50 быстро промелькнувших лет приблизиться даже к полуслепым показаниям очевидцев и тем более достоверным данным.
К проекту мы подошли весьма системно и затем сформулировали ряд вопросов:
1.Какого типа Кельны были на борту подводных лодок?  
2.Были ли на борту пеленгаторы Пресколе или обзорники Лихтколе, и если да, то их типы, внешний вид и документация.
3. Была ли наружная окраска приемников Кельн морского выполнения антрацитово-серой (ВВС) по нормам РАЛ-7019, или же морского серого цвета по РАЛ-7001?
4.Были ли руководства по регулировке для ремонтной лаборатории?
Обработка вопросника проводилась по следующей концепции:
• Изучение соответствующей оставшейся литературы,
• Опрос оставшихся свидетелей-очевидцев, старых радиолюбителей, отделений морских служб и ведомств Федеральной Почты и т. д.
• Призывы к оставшимся бывшим радиоспециалистам подлодок в спецлитературе.
• Поиск и оценка сохранившегося на сегодня и приоткрытого фотоматериала.
• Совместная работа с архивом подводников в Куксхафене.
• Контакты с госархивами, моряками и коллекционерами в Европе и США.
ОЦЕНКА СПЕЦЛИТЕРАТУРЫ
Проведенное изучение спецлитературы показало,что все без исключения известные авторы, планировавшие внутренние помещения флота, уже покинули этот мир.  Самое главное, имеется три рассекреченных чертежа для лодок типов 7С, 9С и 21 в документах, которые приводятся здесь в статье.
В конструкторских бюро верфей ВМФ, однако, не имеется на 1943 год очевидного рисунка,  чертежа или макета Кельна с пеленгационной приставкой, как в установке бокового монтажа в описании оборудования радиорубки подлодок типа 9С 1943 г.  Чертеж для лодок типа 7С говорит все же о том,что Кельн с пеленгатором входил в состав оборудования радиорубки. Однако, такая комплектация могла быть применена отнюдь не на всех таких лодках, так как большинство бывших радистов на лодках 7С свидетельствует независимо друг от друга, что в качестве главного приемника на судне был предусмотрен аппарат Е-437С (большие суда), как отдельный КВ-приемник (помимо запасного приемника Е-381Н). Позже, (с 1943/44) готовые лодки получали Т9К39 Майн, а также и Кельн Е-52б-1, встроенный в состав оборудования на все это время, как главный и, в исключительных случаях, как второй приемник, вплоть до 1945 г.
В 1943 году, как прочтено в различных местах, 24 лодки типа 7-С были оснащены пеленгатором ПВ. Для этой цели был соответственно расширен диапазон пеленгатора КВ-ПВ волн Т3 ПЛЛа 38. На каких именно судах это было сделано, до сих пор неизвестно.
По счастливому совпадению обстоятельств автор повстречал Ханса Еккенвебера, который служил на лодке У-363 в качестве стажера. Как вспоминает он, Кельн, окрашенный по морскому стандарту, входил в состав оборудования как главный приемник, однако без пеленгаторной приставки! Лодка воевала в 1943-44 годах в Северном Ледовитом океане и к концу 1943 года получила по проекту Пресколе?  переделанный Т3 ПЛЛа 38. По его воспоминаниям, эти меры не достигали цели:
Для пеленгации на частоте центра 2400 кГц лодка должна была всплыть. При этом она становилась видимой и могла быть обнаружена радаром преследующего ее  противника.
Поскольку речевые радиосообщения были предельно краткими, запеленговать лодку в большинстве случаев было практически невозможно.  Как вспоминает далее г-н Еккенвебер, КВ-пеленгация находилась тогда на лодках в зачаточном состоянии и могла осуществляться лишь поверхностной волной.  Поэтому развитие Пресколе шло далее с установками для приемников Кельн и Майн, однако апробирование удалось осуществить лишь на немногих из лодок.  Ханс до конца войны успел побывать еще около трех месяцев на морском радиоцентре в Дронтхейме, где занимался, главным образом, ремонтом пеленгаторных приемников, и сдал экзамен.
  Что-то особенное по поводу пеленгаторов он вспомнить не смог. Ремонтная книга для Кельна, очевидно, существовала, и содержала на сегодня не известную нам информацию. Все секретные документы, дела и аппаратура были в Дронтхейме уничтожены, как и на борту многих из лодок.
  Для Кельнов, встраиваемых на борту лодок с 1943 года, в литературе упомянута приставка пеленгации “Пресколе” ПэФау-187 М1/4У и, как дальнейшее совершенствование, пеленг-панорама Лихтколе. Также и в документации по 21 типу лодок называется ближний полевой пеленгатор ПэФау-187.
  В списке захваченных союзниками радиосвязных и радиопеленгационных приборов с заглавием “Электронная аппаратура Германского ВМФ” по состоянию на апрель 1945 г. и изданная комитетом трофейной электронной аппаратуры для целей технической разведки в перечне пеленгационных приемников называется и приставка ПэФау 187 М 1/43 в связи с приемником Т9К39.  Появляется также и описание Пресколе. К тому времени Кельн, очевидно, еще не был захвачен, но не Швабенланд.
    Каждый приемник Кельн был подготовлен к подключению пеленгатора-приставки, и до сих пор до сегодняшнего дня не известно место в мире, где имеется такая приставка или пеленгаторная панорама в оригинале.Нет ни их внешнего вида, ни какой-либо документации.
В поиске свидетелей.
     На сегодня имеется лишь один оставшийся в живых свидетель, кто видел в металлоломе эти приставки, скорее всего, принадлежавшие Кельну: Ханс Зоргенфрай, ДЙ1ЩЦ, бывший радист Кригсмарине,обучавшийся работе на Е-52б-1. В 1948 году он видел на территории бывшего военно-морского арсенала в Вальштедте у Зегеберга горы остатков разобранной аппаратуры связи. Там валялись и знакомые ему остатки шасси приставки к приемнику Майн Т9К39, однако, он увидел приставки и с типичными для Кельна рядами контактов. Эти приборы имели контур согласования, одну лампу и элементы для бокового определения и отстройки. Соответствующие шильдики на передних панелях не были предусмотрены. Аппаратура связи разбиралась в помеще-нии. Владельцем предприятия был продавец радиохлама по имени Фридрихс из Гамбурга. В здание г-н Зоргенфрай допущен не был. Покупка разобранных аппаратов в тот момент была ему не по силам - после денежной реформы цена была кусачая: 5 ДМ за килограмм, и неприемлемая.
Призыв к последним еще живым радистам в листке Шальтунг Кюсте имел очень малый резонанс, как и, преимущественно,опрос некогда активных спустя десятилетия проходит слишком поздно: многие из призванных радистов имели отвращение к службе и всем этим мало интересовались.С них спрашивалось лишь - как включить, выключить, передать и принять.Это было безопасно.
Имеется также только одно конкретное указание на информацию по радиорубке лодки 21:
Как пишет мне бывший радиоспециалист Йозеф Руппельт, служивший на лодке У-2511, на этой лодке имелся панорамный прибор для Кельна. Прибор был установлен буквально перед последним рейсом на Норвегию. К его обслуживанию, однако, были допущены лишь двое: Адальберт Шнее и Якобсен. Обоих на сегодня уже нет в живых.  У-2511- довольно интересная лодка для исследователя: она могла свободно работать под своим высокодекорированным КДТ и была подставлена лишь бДу.  Как испытательная лодка, она была оснащена по последнему слову техники.  Англичане захватили ее в Норвегии и переводили ее с минимальным немецким участием экипажа. Когда же они узнали, что она собой представляет, то она подверглась тщательному исследованию. Однако неграмотное обслуживание привело к взрыву в батарейном отсеке. Дальнейшие исследования более не проводились, и вскоре в ходе операции Дедлайт лодка была затоплена. Вместо нее испытаниям подверглась вторая лодка 21 серии У-3008, переданная американцам. Были оформлены соответствующие результаты. Эта лодка совместно с другими судами была перегнана в США и исследована на морской верфи Портсмута. Из бельгийского источника автор получил фрагменты секретного американского доклада, откуда были взяты и стали нам известны первые новые факты, проливающие свет на историю радиооборудования самых современных подлодок второй мировой войны.
Первая информация по радиорубкам лодок 9С и 21:
В рапортах 2Г-9С-С67 и 2Г-21-С67 американцами было точно установлено, какие в отдельности приборы были предусмотрены на борту этих типов подлодок. Так, без сомнения, установлено, что главным приемником являлся Е-52б-1 Лн21000-6.
В дальнейшем тексте Кельн описывается так:
КВ приемник 1,5-25 МГц, тип Е-52б, Лн 21000-6, выпущен в Кельне.  В национальных архивах долгий поиск пока отсутствующего спецрапорта к Кельну по акту 2Г-Ген-С67Б не привел к успеху. Кажется, что и сопутствующий фотоматериал также утрачен. К тому времени американцы относили название Кельн к месту его производства, как вероятное имя фирмы.
В материалах из США мы нашли до сих пор неопубликованный материал-фотографии лодки У-3503. Несомненно, каждый узнает приемник Е-52б в радиорубке этой поднятой лодки.
Дальнейшая важная информация гласит о том, что на борту лодок не было такого аппарата, как Т8К44. Это административное обозначение ВМФ применялось для Кельна лишь в чертежах. Имеется также информационный листок Кригсмарине, из арсенала средств связи, в Тале/Харце, где описан приемник Т8К44.  На фото, однако, помещено изображение приемника ВВС Е-52б-1, как уже отмечено из американского источника.
К вопросу об окраске:
Кригсмарине применял для своих приборов связи единый серый цвет по стандарту РАЛ-7001. Опять загадка радиоистории, что Кельны появлялись на лодках, окрашенные не одной этой краской. Известны фото морской пеленгационной и связевой радиоустановок почтового ведомства несоменно послевоенного времени, где, без сомнения, различимы аппараты и темной, и светлой окраски.  Надо помнить, что почта тоже применяла единый цвет для окраски своей аппаратуры. Так что, некоторые приемники были перекрашены в почтовый цвет.  У автора есть один такой приемник, который перекрашен весьма непрофессионально.  Случайно остались известны истории номера и типы 20 приемников Кельн, из оснащения Норддейхрадио. Ни один из них не являлся Т8К44.  Автор располагает также узлом оптики от Кельна и боковым щитком, окрашенными в морской цвет, то есть указание на еще один остаток приемника из подлодки?  Примерно половина бывших радистов с подлодок, имевших на борту Кельн, вспоминают аппараты, окрашенные морской краской, в то время, как другая половина помнит антрацитово-черные. Вероятно, применялось и то, и другое.
В ПОИСКАХ СНИМКОВ И ДАЛЬНЕЙШИХ ПОДТВЕРЖДЕНИЙ.
Эта работа потребовала интенсивных контактов со всеми внутренними и внешними архивами, подпадавшими под вопросы.
В архиве подводников в Куксхафене, построенном Хорстом Бредовом с 1948 года, собрано к настоящему моменту около 53000 фото подлодок. Но только три из них позволяют увидеть радиорубку с радистами. Радиорубка считалась наисвященнейшим из мест на лодках, поэтому фотографировать там мало кто осмеливался.  А также место было строго секретным и под контролем людей из ПК.  Также и в учебной коллекции морского колледжа связи во Фленсбурге-Мюрвике, созданной и расширяемой капитаном-лейтенантом В. Даллеком, на тему Кельнов ничего нет, нет и ни одного приемника.
Некоторые знания могли также быть получены после изучения остатков 135 лодок типа 21, которые были построены к концу войны.  Путем самозатопления в ходе акции Радуга и военных разрушений большинство их было утрачено.12 лодок было захвачено с другими судами и уведено в Лайзахалли, где разделено на 8 частей между союзниками.  У-2513 и У-3008 попали из Англии в Портсмут на детальное изучение.  У-2518 попала в 1946 году к французам, вошла во владение с 1951 года и потом плавала под именем Ролан Морилло.
У-2529, 3015, 3035, 3041 попали, как трофеи, к Советам, которые незадолго перед тем в Данциге нашли несколько лодок 21 типа в различной степени готовности и отбуксировали их. В Англии осталась лишь одна из лодок этого типа, У-3017. При капитуляции англичане нашли несколько лодок на верфях в почти готовом и неповрежденном виде. По непонятным причинам все эти лодки были взорваны, даже те,что после затопления торчали из воды.  При проводимой непосредственно после окончания войны акции скрытия англичане получили указание самостоятельно взорвать все лодки, попадавшие к ним.  Для исторического исследования оставались как имевшие значение, лишь американские, английские и французские трофейные лодки.  К этому имеются показания немецкого экипажа другой лодки, которая попала в США. К этому времени, в деле находятся снимки лишь У-3503.  Теоретически должны бы сохраниться и снимки У-2540, которые были сделаны после ее укрывательства. Однако по радиорубкам до сих пор не известно никаких фото. Конечно, были бы очень интересны и сообщения из русских архивов. К настоящему времени имеется лишь одно веское доказательство, что какие-то материалы должны бы находиться в Военной библиотеке адмиралтейства в СПб.  Поскольку автор не мог представить себе, что англичане просто-напросто взяли и затопили несколько лодок 21 типа, как и самую передовую по оснащению У-2511, не демонтировав самое важное и представлявшее военный интерес оборудование, он начал интенсивный опрос всех причастных музеев в Англии.  Музей королевского подводного флота в Портсмуте помочь не мог, имперский военный музей в Лондоне сообщил, что, возможно, архивный материал по У-2511 мог остаться и адресовал нас к историческому филиалу минобороны в Лондоне.  Их историки сообщили, что в редчайших случаях документация лодок, которая подлежит уничтожению по приказу, может как-то уцелеть. Все, что оставалось у них, было еще в 60-е годы возвращено в военный архив г.Фрейбурга.  Параллельно автор начал поиск в США. Контакт с портсмутской верфью не состоялся, вместо этого нас  адресовали в различные отделы национального архива в Вашингтоне, но вот архив департамента ВМФ, исторический центр, также в Вашингтоне, оказался очень хорошим помощником.
Хотя также они перенаправили в архив Фрейбурга, и обьяснили далее, что хотя у них и нет на хранении актов и выводов по У-3008 и другим лодкам, но они не исключают, что материал может быть в США. Были получены лишь фото У-505, что находится теперь в Чикаго, как корабль-музей.
Интересный материал из шведского источника.
В 1946 году под Гетеборгом была поднята У-3503. К счастью, тогда шведским ВМФ и другими источниками были сделаны фото радиорубки и др.отсеков.  Фотограф, морской инженер Леннарт Линдберг, любезно предоставил фотографии во владение. Контакт со шведами был установлен через известного коллекционера и историка подводного флота Вальтера Клутса в Бельгии. Он также передал автору американские доклады и материал по У-2518 из французских архивов.  Радиооборудование лодки перед затоплением было уничтожено немецким экипажем и после подьема так и было заснято в разрушенном виде инженером Линдбергом.  Рудольф Каттнер, бывший радист У-3503, правда, помнит не так. Он будет обсуждать тему еще раз на традиционной встрече экипажа. Тем не менее, уничтоженная установка является важным и юридическим доказательством и на сегодня единственный фотодокумент, представляющий радиорубку лодки 21 типа!  Главным приемником на борту был Е-52б-1. Краску не определить, и на шильдике ничего не прочитать. Вторым приемником был Майн Т9К39. Смешанное обеспечение налицо также. Пеленгационной приставки на борту не было. Лодка была после подьема тут же по требованию англичан взорвана. Хотя в официальном списке оборудования типа 21 отмечены 2 Кельна и один из них - с пеленгаторной приставкой, видимо, все же монтировали то, что на данный момент имелось в наличии.
У-2540, поднятая в 1957 году и введенная в состав федеральных ВМС, имела два приемника Кельн на борту. Федеральное правительство, которое купило лодку у заводов Ховальдта, однако, постановило, что никаких фото внутренних помещений лодки разрешено не будет.
Но все же фото были сделаны нелегально и распространялись в кругах коллекционеров, однако среди них не было фото радиорубки. Вероятно, они были сделаны перед тем, как лодка была продана правительству.
А также и французские передаточные документы для У-2518 были получены.  Они были, к сожалению, очень поверхностно обработаны и представляют перевод немецкого списка оснащения лодки, датированного июлем 1944.  Упомянуты два всеволновых приемника диапазона 12-200 м, т.е. 25-1,5 МГц.  Поскольку диапазон Кельна совпадает с диапазоном Майна, невозможно установить, какие же приемники были на борту лодки.
Есть также фото, которые сделаны в 1955-58 годах. К тому времени в радиорубке было немного изменений. Т3 пеленгатор и Майн принадлежали, конечно, еще к основному оснащению. Пеленгационная приставка не была предусмотрена в списке.  В связи с этим весьма значительно свидетельство Вольфганга Хиршфельда, издателя книги “Пути неприятеля”. Он был начальником радиостанции на У-234, лодке типа 9-В, переданной в США, как трофей. Еще на море, на борту эсминца Саттон трофейная команда начала сьемку принадлежностей, найденных на борту лодки. Эти свидетельства были получены и остались у г-на Хиршфельда с копией американского документа описания радиорубки большой атлантической минной подлодки. Он появился на борту лишь перед последним рейсом.  Дальнейшие познания в области исследования Кельнов могли дать поиски документов с У-2511: на каждой немецкой лодке имелись две важные книги в числе прочих, называвшиеся КТБ (Военный дневник) и Машинная книга. В машинную книгу заносились все изменения, вмонтировки, переделки, дополнения, оснащения и ремонты, также и по радиорубке.
Эти принадлежности и ремонтная настольная книга по Кельну могли бы быть обнаружены в военном архиве Фрейбурга, в архиве ВМФ, равным образом - в военном архиве Потсдама.
Автор благодарен за просмотр и рецензии рукописи и замечания следующих лиц и организаций: (список).
ДЙ2ДК.

Список литературы по исследованию данного приёмника.

   Conrad H. von Sengbusch,
   DJ 2 DK,
Mutzenbecherweg 25
W-2000 Hamburg 54,
Germany
Literaturliste "Köln". Stand 10.2.92
1. L.Dv. 702/1, Heft 167, Luftnachrichtentruppe, Teil 1, Ausbildung am Gerät, Der Empfänger E 52, 1,5-25 MHz, Aug. 1945
2. D.(Luft) T. 4420, Luft-Boden-Einheitaempfänger E 52, Gerätehand¬buch., Mai 1944
3. Luftboden-Empfänger-Programm, 2 - 7500 m für die Bodenausrüstung der deutschen Luftwaffe, Telefunken, Bln.-Zehlendorf, Mai 1941
4. Beschreibung und Betriebsvorschrift für die Luftboden-Einheitsempfänger E 52 a und b, Telefunken, April 1943
5. SACHSENWERK-Abnahme und Abgleichunterlagen
6. Empfänger-Prüf karte, Meßprotokoll, Funk zentral zeugamt Kiel, 1951
7. Einheitsempfänger "T 8 K 44", Köln, Kriegsmarine, Okt. 1944,
Typenblatt vom Arsenal Thale mit sehr einfachen Prüf- und Meßhinweisen
8. Köln-E 52-Punkempfänger, allgemeine Angaben zum Gerät,
Druckschritt (1 Seite) von Funat, Hafner, Augsburg, ca. 1965
9. Wirkungsweise und Dimensionierung neuzeitlicher Funkempfänger,
Dr. Ing. Walter Meyer, Darmstadt, Fernmeldepraxis 1950/1951
10. Kurzwellenempfänger, H. Flicker, J. Hacks, Tfk. Zeitg.,24. Jhg.,
Heft 90, März 1951. Köln-Messungen und Vergleich mit anderen !
Spitzen-Gommunicationsempfängern aus der Zeit und aus WK II
11. Reparaturheft eines Köln E 52 a mit verschiedenen Eintragungen
der ausgeführten Arbeiten, geführt ab 1954, Wetternachrichtenzentrale Quickborn
12. Abgleichen des ZF-Teiles vom Köln-Empfänger E 52 a, WFZ Quickborn Technischer Dienst
15. Wobbein der ZF-Kurve des Köln-E 52 a, Verf. unbekannt, Post?
14. Der Empfänger "Köln", Urtext in Schreibmaschine, roter "GEHEIM"-Stempel, Text aus Beschrbg. 7., s.o.
i
15. Köln-Empfänger E 52, Abgleich- und Prüfanweisung, Verfasser Erwin Klein, DL 6 AH,
Osnabrück, 1951, Abschrift bekannter Li¬teratur aber mit eigenen Erfahrungshinweisen
16. Abgleichverfahren für Quarzfilter, Fleischmann, FUNKSCHAÜ 1/79
17. Abgleichverfahren für regelbare Quarzfilter, Pleischmann, cq-DL  5/85
18. German World War II Communications Receivers, Rollema, PA 0 SE,  „CQ“, Aug. 1981
19. Vorläufige Beschrbg. 9 Funk 144 K 1, Siemens Seitenband-Auswahlgerät EB 1/5 a, 1950
20. Schaltungssamrclung E 52 a, E 52 b, E 52 b-2 und Fragmente

ЗАГАДКА 1



Что это за девайс? Конструктив напомнил мне приёмник "Амур", от которого Шапкин в экстаз приходил.



ЗАГАДКА 2



По западным коллекционерам ходит фото вот этого приёмника, иногда они стоят вместе: Р-673 (ПРВ, Мельник) и этот.

"Мельник" благодаря книге Шапкина теперь знают все.  А вот эту конструкцию не знает никто. Возможно, что-то экспериментальное,
одноразовое? Почему ходит фото, иной раз даже зеркально вывернутое, почему Запад готов поймать на нём конструкционный оргазм?
Да потому, что они думают, что это и есть советский "Кёльн". Много раз им говорилось, что советского Кёльна нет и быть не может,
потому что на большом совещании по передиранию чужой техники в 1944 году (вермахт, союзники) Сталин поставил ясную задачу: ко всем заимствованиям от иностранцев относиться исключительно творчески. Не передирать тупо один к одному, а стремиться одновременно улучшить тот или иной прибор, аппарат, узел, агрегат, единицу вооружения.
Так как время его создания давно позади. Этим и занимались. Копировали один к одному в редких случаях, лишь когда надо было архисрочно, и не было времени на творчество, как в случае с Ту-4. Например, из Кельна скопировали его КПЕ, ну и многие вспомнят, что видели его в радиоустройствах СССР, хотя бы - в том же Кроте, который и есть предельно творчески переработанный Е52!








У меня имеется сильное подозрение, что устройство, стоящее рядом с "Мельником" - это вообще не приёмник, а один из первых возбудителей больших передатчиков. Возможно, прародитель возбудителя ВД-43 для Р-641-го или для морского. Есть у кого-нибудь фото ВД-43??? Возможно, что он тоже содран с гитлеровского первоисточника.
Вот, нашёл в сети фотку ВД-54 "Вольфрам" от Р-644 или ПСК-025:





А вот возбудитель от телефункеновского передатчика AS60. Скорее всего, его делала та же группа инженеров, что и E52.

Итак, во время войны немцы применяли Кёльны на радиоцентрах, особенно Люфтваффе, а также под индексом T8K44 он устанавливался на самые современные подлодки Кригсмарине, об этом как раз статья выше. E52 и T8K44 были практически одинаковыми, за исключением окраски. Сухопутные приёмники красили чёрной антрацитовой краской, она имела слегка чуть-чуть зеленоватый оттенок, особенно с возрастом. Морские приёмники (это были E52b) красили в серый шаровый цвет, кстати, большинство наших изделий красили тоже в такой же цвет, иногда с добавлением зелёного, или оливкового.
Позднее, когда американцы поделились с нами секретом своей знаменитой black wrinkle enamel, то есть чёрного муара, наши стали его широко применять, вспомните первые "Кроты". А также этой краской красили большинство весьма и весьма редких радиоизмерительных приборов того времени, а также оборудование самых первых РЛС для ПВО - П3А и П8.
Наши применяли и оттенки такого муара. Приёмники Р-250 в стойках "Клён" красили нейтрально-серым муаром, а новые "Кроты" - голубоватым.
Качество покраски зависело от технологии сушки. Но я ни разу ни на одном изделии МПСС СССР не видел такого роскошного муара, как на передних панелях приёмников AR-88. Изделие "люкс", его и красили с люкс-качеством.
"Кёльны" изготавливали отнюдь не в Кёльне!!! Это был завод Sachsenwerke Телефункена недалеко от Дрездена (на шильдиках шифр производителя: hersteller "BOU"). Завод выпускал технику связи для люфтваффе в большом количестве: Это были в том числе комплекты радиосвязи FuG10 и FuG16 для бомбардировщиков Ju-87 и 88 , различные самолётные мониторы на ЭЛТ (для локаторов РЛС ночных истребителей Ме-110) и др.

Это шильдики с приёмников E52a разных версий. Один, самый крутой - в Музее РКК у В. Б. Громова. Круче его нет.
Но по относительной редкости приёмники Ln21000-8 ему не уступают. Номер 463705 был у приёмника Ю. Д. Бертяева, UJ8AG.



Это шильдики с уже менее роскошных E52b разных версий.  Среди них были и приёмники с подводных лодок.
Тайна системы нумерации приёмников "Кёльн" на шильдиках не разгадана до сих пор, в том числе и немецкими исследователями.
Вероятно, она была, конечно, известна нашим военным представителям НКОП-МПСС, кто осуществлял репарационные работы на радиозаводе BOU, но она навеки сгинула в уничтоженных архивах МПСС.

Завод BOU Sachsenwerke Telefunken входил в нашу зону оккупации, и поэтому при выполнении репарационных мероприятий наши вывезли с завода в СССР всё, что было мало-мальски ценное и нужное, включая измерительно-настроечные линии.
Но поскольку разворачивать выпуск E52 наши в оригинальном виде дома не собирались (почему - загадка! Но есть предположения на этот счёт - 1) ввиду неизбежной агитации за высочайший уровень техники врага, а также 2) весьма немаловажно, что приёмник был слишком нежен как для изготовления, так и для эксплуатации в СССР малообученным советским персоналом заводов и радиоцентров. Им требовалось нечто существенно более тяжёлое, а главное - грубо и прочно сделанное, что было бы труднее сломать), на этом заводе было возобновлено производство Е52 для нужд Министерства связи ГДР, где они, как и в ФРГ, сравнительно долго использовались.
Что касается надёжности Кёльнов. Это самое слабое место приёмника. Поскольку механически он был подобен сегодняшним компьютерам (материнская плата, куда всё втыкается), то надёжность была функцией малых переходных сопротивлений всех контактов. Контакты в современных компьютерах покрывают палладием и золотом (очень тонкий, буквально молекулярный слой) для надёжной работы в условиях трения. К тому же, срок службы любого компьютера небольшой, он определяется в основном, моральным устареванием. Это 5, максимум 10 лет.
Столько же отводилось и Кёльнам. Я не знаю, покрывали ли палладием (золота там не видно) их контакты, но надёжность обычных, хорошо выполненных монтажных паек на несколько порядков выше надёжности контактных пар, особенно - по голой меди или олову. Именно поэтому рабочий Кёльн сегодня не найти, а американские и английские военные приёмники в своём большинстве хорошо работают и сегодня. Их слабое место - это высохшие конденсаторы, оборванные объёмные резисторы, особенно - мегомные, и некоторые отдельные виды внутренней жгутовой проводки, склонной разрушаться от времени.

Фото: Tnx Luca Fusari.
На фото видно, как германские служащие почты и телеграфа послевоенных лет в ФРГ эксплуатируют приёмники Е52а на радиоцентре, причём достаточно интенсивно (краска у ручек настройки, громкости и BFO вся вытерта).


Принадлежности. Ящик для ЗИП (принадлежностей) выпускался единым для всех трёх моделей: E51, E52 и E53.







Инструкция по применению ламп RV12P2000 (наша копия 12Ж1Л).



Так выглядят немецкий оригинал и советский аналог.
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 59
Дата регистрации : 2009-03-07
Возраст : 68
Откуда : Архангельск

Посмотреть профиль http://ua1osm.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения